Недавно один мой приятель пошутил: любое человеческое действие – индивидуальное или социальное, будь то революция, переворот, общественные реформы или просто новая работа, создание фирмы, предприятия или же новая встреча, знакомство, увлечение всегда и везде проходят в своём развитии три стадии.
А именно - фазу восторга, фазу опошления и, наконец, фазу нормальной работы или конструктивных отношений. Это как бы законченный цикл овеществления человеческого мировоззрения.
Причём насколько высок восторг, настолько же глубоко опустится опошление. По времени восторг гораздо короче опошления. Где-то посередине этой затянувшейся синусоидой кривой, почти у нулевой отметки начинается впоследствии обычная, каждодневная рутина, без экстаза и обмороков. Так сказать, естественно-линейная пародия на сходящуюся спираль гегелевской диалектики закона ” отрицания отрицания”. Я подумал, что приятель прав, если, конечно иметь в виду логику конкретного человеческого действа, а не сущность его развития.
События в нашей стране с апреля по декабрь 2010 года – тому подтверждение. В апреле свергли ненавистного тирана и узурпатора. Народ ликовал и испытывал восторг по поводу нелегитимной смены власти. От журналистов до дворников все были преисполнены надежды в собственные силы и достойное будущее. Народу поспешили объяснить, что новая Конституция республики написана его кровью, точно Коран Саддама Хусейна. Люди, которым новообъявленный Президент объяснялась в любви, и интересы которых обещала отстаивать принципиально как линию фронта на Курской дуге, нашли своё место в истории – на кладбищенской окраине города Бишкек. Беспечные приступы весенних погромов и беззаботной неразберихи закончились краткой молитвой по усопшим. На этом фаза восторга и суровой эйфории приказала долго жить и плавно перешла в фазу опошления переходного периода, низшей точкой которого стал Референдум 27-го июня по поводу парламентской республики.
Просветления в умах и сердцах без взаимного обязательства на возврат не наблюдалось. Высокое, мудрое, справедливое, глубокое, никем не навязанное куда-то улетучилось. Народ пил водку и рассуждал с явным раздражением о политике Временного правительства. И был наказан за доверчивость и за легкомыслие. Недовольство росло. Шушуканье превратилось в гул национализма. Боевые кличи наших национальных мордоворотов привели к тому, что на чёрных улицах Юга и Севера полилась кровь национальных меньшинств. Да и большинству досталось непонятно за что. Только вот некоторые из большинства превратились в национальных героев и прошли впоследствии в парламент. А мёртвые, как всегда, освободили живых от ответственности.
Примерно в начале сентября началась затяжная фаза нормальной работы в кыргызском царстве-государстве. Продолжается она и по сей день. Чем закончится – неизвестно.
Россия настаивает на скорейшем появлении в Кыргызстане реальных, легитимных институтов власти. В начале 2011 года в России очень вероятны серьёзнейшие изменения, которые коснуться Кыргызстана самым непосредственным образом. Если к тому времени удастся сколотить некий околопрезидентский “клуб соратников” с бесчисленными лизоблюдами, серыми кардиналами и тайными лоббистами проамериканского толка, с их глубокой и чистой любовью к истиной демократии и тягой к ханским привилегиям, то страну ожидает очередной переворот седьмого апреля с повторением цикла: фаза восторга, фаза опошления, фаза нормальной работы…
Ситуация следующая: элита виртуальная, несамостоятельная, вторичная по мыслям и делам должна будет заменена на элиту реальную, ответственную, умеющую брать на себя тяжелейшие риски и проявлять несанкционированную свыше инициативу. Иначе нынешняя элита будет сметена историей с применением неприятных технологий внешнего давления во внутренние дела государства.
Главная беда нашего общества – это глубочайший раскол между достаточно тонким слоем “жирующих при капитализме” и основной массой населения. Этим недугом поражён не только Кыргызстан. По этому поводу много шума и криков. Непонятно только отчего кричат у нас. Одни говорят, что они рожают новое общество, другие говорят, что первые потеряли рассудок и поэтому шумят.
Народ живёт в самых различных общественно-политических укладах. Кто-то ожидает от государства ответственности, т.е. продолжает жить “при социализме”. Кто-то не верит никакому государству и выживает родом, семьёй, с друзьями и товарищами, находясь в архаике прошлых столетий. Таковых большинство. Кто-то подался в организованный криминал и живёт по законам волчьей стаи. Кто-то впал в религиозный фанатизм, причём не под опекой местных муфтиев, а под заботой и влиянием пришлых издалека фундаментальных исламистов. Таких немного, но они есть.
Пестрота экономических условий и соперничество различных политических направлений исключают возможность какой-либо общенациональной установки или идеи. А элита продолжает парить в небе с ощущением бесконечного умиротворения и необъятного счастья.
Не язык, культура и традиции, а процветание – вот главное определение нации в двадцать первом веке. “Богатство государства исчисляется количеством свободного времени его граждан”, - писал Карл Маркс. Свободного от ежесекундной необходимости трудиться до седьмого пота ради хлебушка насущного. Речь о тех самых высоких технологиях. Только тогда язык, культура и традиции станут привлекательными во всём мире. Американский доллар – господин, отсюда и английский – мировой язык. А бедный народ – это не народ и уж тем более не нация, а так – народец, народом называться ещё не достоин. Не дорос ещё – пещерный. Может поэтому и лупит своих предводителей…
А иначе советник кыргызского президента по политическим вопросам не говорил бы глупостей вроде закона “О языке”, “О титульной нации”, “О люстрации” и очередном переименовании столицы в город Манас. Судьба нашего города похожа на судьбу людей. Вернее на их мифологическое представление о судьбе. Кыргызы – сказочники. Они до сих пор верят, что стоит изменить название и все заживут счастливой и беззаботной жизнью. Относительно возведения былинного эпоса в ранг национальной идеологии я на сей раз промолчу. Какой-то непонятный разговор о самоидентификации и национальной идеи. На Западе были шуты при особе короля, на Востоке – советники. Чёрт, снова всё перепутали, наверное, всё как раз таки, наоборот…
29 ноября на заседании правительства министр финансов Чоробек Имашев сообщил, что в 2010 году Кыргызстан приблизился к группе риска стран, в которых возможен дефолт. К середине года бюджет характеризовался «беспрецедентным» дефицитом в 15,3% к ВВП, а расходы за всю историю независимости достигли «угрожающих» масштабов – 42% от ВВП. Степень развития человеческого потенциала: продолжительность жизни, уровень здравоохранения и доступ к образованию тоже на грани обвала. Автор “Фауста”, великий Гёте любил говорить: “Цифры не управляют миром, но они показывают, как этот мир управляется”.
Местные энтузиасты толкуют об организации любительского спектакля – коалиции фракций парламентского большинства. Однако региональный сепаратизм пока не изжит. Не изжиты до конца и многие политические идеи, с которыми можно организовать спектакль, но построить парламентское государство нельзя.
У меня создаётся впечатление, что те политические силы, которые проталкивали идею парламентской формы правления, именно они испугались возможных последствий новой расстановки политических акцентов и делают всё возможное, чтобы парламент пробуксовывал, т.е. не состоялся. В политике, как и в археологии, очень большую роль играют окаменелости. Истуканы кыргызской политики застыли в нерешительности. Слишком мало хлебных должностей, слишком много претендентов.
На этой земле живут достаточно весёлые и приветливые люди. И вроде бы неглупые. А вот их судьба – только ставка на зелёном сукне игорного заведения, вокруг которого расселось несколько профессиональных игроков мирового уровня. Но они в состоянии освободить кыргызов и от республики, и от парламента и от самих себя, таких свободных, гордых и независимых…
Комментарии